Информационно-сервисный ресурс

+7 917 503 78 41

c 8.00 до 20.00

Заказать услугу

по вопросу правомерности начисления взносов на капитальный ремонт

В феврале- марте 2019 года в адрес жильцов микрорайона Самолет (г. Люберцы) ООО «МосОблЕИРЦ» были направлены платежные документа с расчетом размера взноса на капитальный ремонт (далее – счет, счета) со сроком возникновения обязанности оплаты с ноября 2016 года.

На жалобу одного из собственников жилого помещения о законности выставления платежных документов был направлен ответ от 11.03. 2019 г. №08ТГ-16976 за подписью заместителя руководителя Госжилинспекции Московской области С.А. Королькова (исп. Коробочкин М.С.; далее – Ответ Госжилинспекции), в котором подтверждалась правомерность не только выставления счетов на выплату взносов на капитальный ремонт, но и его основание  - агентский договор фонда капитального имущества с ООО «МосОблЕИРЦ» с условием об обратной силе договора (т.е. возникновения обязанности оплаты собственниками не являющихся сторонами договора на отношения, которые возникли до выставления соответствующих счетов).

Однако действия ООО «МосОблЕИРЦ», а также Ответ Госжилинспекции являются незаконными исходя из следующего.

1. В соответствии с п.п.2, 3 ч.1 ст. 168 ЖК РФ  региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах должна включать  в себя перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах,  а также плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ (ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома: см. п.1 ч.1. ст. 166 ЖК РФ), одновременно в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем в многоквартирном доме, определяемой нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, при этом указанный срок может определяться указанием на календарный год или не превышающий трех календарных лет период, в течение которых должен быть проведен такой ремонт.

Однако Перечень мероприятий по реализации региональной программы Московской области «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Московской области, на 2014-2038 годы»  (в ред. от 06.07.2016 постановления Правительства Московской области от 27 декабря 2013 г. N 1188/58; далее – Перечень -16) ни сроки проведения, ни перечень услуг не предусматривает.  А в столбце «Плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме» содержатся цифры «2014 (!) – 2038 г.г.» (дом введен в эксплуатацию в октябре 2015 г.!).  То есть период проведения капитального ремонта равен 24-м годам! При этом имеется ссылка (обозначена звездочкой), что «в связи с отсутствием информации по многоквартирному дому дата проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома будет уточнена после актуализации Программы».

В соответствии с ч. 5.1 ст. 170 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта.

Актуализация региональной программы капитального ремонта с указанием конкретных сроков и видов работ была произведена в декабре 2018 г. в постановлении правительства Московской области от 18.12.2018 №967/44 "О внесении изменений в региональную программу Московской области "Проведение капитального ремонта в многоквартирных домах" (далее – Перечень 18).

Таким образом, и в связи с тем что, ч. 2 ст. 3 Закона Московской области № 66/2013-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области» (в редакции (30.01.2014 N 6/2014-ОЗ; далее – Закон МО) предусмотрен срок принятия решения (в течение 3 месяцев), то оплата на капитальный ремонт возникает не ранее 18 июля 2019 г. (ч. 2_2 ст. 5 Закона МО).

2. Согласно ч. 5 ст. 170 ЖК РФ  решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не менее чем в течение трех месяцев и не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. Владелец специального счета обязан обратиться в российскую кредитную организацию с заявлением об открытии специального счета не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты уведомления владельца специального счета о его определении в качестве такового, если более ранний срок не установлен решением общего собрания собственников

В связи с этим, и поскольку собственники жилых помещений дома №2 по ул. Барыкина избрали совет дома и его председателя, проводят общие собрания, постольку очевидно, что сроки проведения собрания по выбору способа формирования фонда капитального ремонта не истекли.

Частями 6, 7 ст. 170 ЖК РФ установлены сроки и порядок формирования фонда капитального ремонта в случае если собрание собственников жилых помещений не состоялось. Так орган местного самоуправления обязан информировать собственников помещений в многоквартирном доме о последствиях непринятия ими решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта и созвать общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее.

В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в соответствующий срок (от 3 до 6 месяцев ), не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в срок, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора и уведомляет собственников помещений в таком доме о принятом решении, в том числе с использованием системы.

Однако, орган местного самоуправления решений по вопросу формирования фонда капитального ремонта в отношении дома №2 по ул. Барыкина не принимал и, соответственно, уведомлений не направлял.

 В связи с этим, если собственники дома №2 по ул. Барыкина не выберут до 18 апреля 2019 г. способ формирования фонда капитального ремонта, то орган местного самоуправления обязан не только принять решение сформировать фонд капитального ремонта, но и обязать регионального оператора сформировать специальный счет по аккумулированию взносов на капитальный ремонт, и направить уведомление об этом всем собственникам жилых помещений.

3. Основанием любого платежа, связанного с оплатой за содержание жилого помещения является договор либо императивное указание (норма) нормативно-правового акта (закона).

Так, согласно ст. 171 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают вносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст. 178 ЖК РФ региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда. Таковым в Московской области является некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов», учредителем которого выступает от имени Московской области Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области.

Основной функцией регионального оператора является аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора (ст. 180 ЖК РФ). При этом ЖК РФ не содержит диспозитивных норм, определяющих альтернативу размещения денежных средств региональному оператору. Однако ст. 6 Закона Закон МО содержит альтернативную ссылку предписывающую выставление счетов (платежных документов) лицом, уполномоченным региональным оператором. При этом первоначальная редакция Закона такую альтернативу не содержала.

В связи с этим, усматриваются явные противоречия Закона МО с ЖК РФ, который предписывает аккумулировать денежные средства исключительно на счете регионального оператора.

К тому же, ООО «МосОблЕИРЦ» является организацией с частной формой собственностью и созданной в организационно-правовой форме общества с ограниченной ответственностью, в котором учредители (ОАО Мосэнергосбыт, ОАО Региональный информационно-расчетный центр и ГП МО «Коммунальные системы МО) не несут ни субсидиарной, ни солидарной ответственности  своим имуществом, а денежные средства предлагаются разместить на расчетном счете этой организации, который по определению не может являться аккумулирующим или специальным счетом, и на котором могут размешаться взносы граждан на капитальный ремонт.

Ответ Госжилинспекции содержит ссылку (абзац 7 листа 3) на то, что с ООО «МосОблЕИРЦ» заключен агентский договор с региональным оператором. Согласно информации об ООО «МосОблЕИРЦ» ( https://мособлеирц.рф/about/#tasks) ООО «МосОблЕИРЦ» является платежным агентом, действующим на основании заключенного договора и в рамках Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – ФЗ-103). Однако в соответствии с ч. 11. ст. 4 ФЗ-103 платежный агент при приеме платежей обязан иметь соответствующий договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. Деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по приему от физического лица денежных средств без заключения указанного договора, соответствующего требованиям настоящего Федерального закона, либо договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренного Федеральным законом   "О банках и банковской деятельности", запрещена.

Кроме того, ч.1 ст. 1 ФЗ-103 предусмотрено, что возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.

Зачисление денежных средств (взносов)  на капитальный ремонт не является услугой, и поставщика таких услуг не существует.

Таким образом, оснований для перечисления взносов на капитальный ремонт на расчетный счет, который находится в собственности коммерческой организации нет, а выставленные счета ООО «МосОблЕИРЦ» незаконны.

4. Собственник жилого помещения является субъектом персональных данных, а номер его лицевого счета служит также для индивидуализации иных целей. Согласно ч. 1 ст. 6 Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ (далее – ФЗ-152) обработка персональных данных может осуществляться оператором с согласия субъектов персональных данных. Вопреки этому без получения согласия собственников жилых помещений ООО «МосОблЕИРЦ» производит использование и обработку персональных данных. Таким образом существенно нарушаются права и законные интересы граждан в области персональных данных.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202-1 нужно:

  1. Предостеречь должностных лиц о покушении на преступления по признакам мошенничества (ч. 2 ст. 159 УК РФ) в связи с незаконными требованиями перечисления денежных средств на расчетный счет, принадлежащий коммерческой организации, а также недопустимости нарушения ЖК РФ и ФЗ-103.
  2. Внести представление об устранении нарушений закона, в частности ст. 168,170, 180 ЖК, а также ст. 6 ФЗ – 152.
  3. Обратиться с административным иском (ч. 3 ст.208 КАС РФ) о признании ч. 1 ст. 6 Закона Московской области № 66/2013-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области» недействующей в связи с существенным противоречием ЖК РФ.

Юрий Гайдук, кандидат юридических наук, юрист-аналитик

 

                                                                                                                                               

 

Как связаться?

+7 917 503 78 41

Онлайн заявка

ЮРИСТ-АНАЛИТИК, КАНДИДАТ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК ГАЙДУК ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ

Случаи
из практики

Качество и оперативность

Все права защищены 2024

Создание сайта -

Заказать услугу

Напишите нам на e-mail gailawru@mail.ru, chzhen.61@mail.ru или оставьте номер телефона. Мы вам обязательно ответим и перезвоним.

×

Онлайн заявка

Оставьте по выбору ваши контактные данные. Мы свяжемся с вами в кратчайшие сроки.

×